Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Тайна Рождества Христова — это тайна Божественной Любви!
В этой беседе мы постараемся в свете Таинства Евхаристии (Причастия) взглянуть на это событие.
Казалось бы, привычные слова: возлюбил Бог мир (Ин. 3, 16, 17), но какой мир возлюбил Создатель? Мир, восставший против своего Владыки и Суверена! Позже апостол Павел изречет: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника… (Рим. 5, 6, 7).
Это и есть тайна непостижимой Божественной Любви. Те, которые заслужили гнев Бога, пользуются Его благосклонностью; заслужившие проклятия наслаждаются Его благословениями.
Христос рождается в этот мир как «Отроча младо — предвечный Бог», дабы Своим умалением (κένωσις — опустошение, истощение) во младенчестве постыдить и опрокинуть нашу взрослость во грехе. Для этой же цели Он и рождается в Вифлеемской пещере в величии самоуничижения, для того чтобы «обогатились» мы Его нищетою (2 Кор. 8, 9). И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (т. е. кормушку для скота — О.С.), потому что не было им места в гостинице (Лк. 2, 7).
То есть Он с самого начала и предлагает Себя в снедь, пищу для этого мира, для того чтобы, преодолев скотское начало во Христе и со Христом, мы смогли бы подняться из состояния чад гнева (собственного животного бытия) в состояние чад Божиих — через насыщение Его Телом и Кровью.
В Рождестве Христовом рождается наше новое бытие народа Божия
То есть с момента Боговоплощения мы во Христе, евхаристически, соделались, по определению святителя Григория Нисского, сродниками Богу, «не иначе как став сотелесником Ему (σύσσωμος αὐτῷ)». И теперь, Халкидонским определением, человеческое и божественное: