Сегодня для многих даже верующих людей монах — это малопонятная экзотика. Ради чего человек отказывается от мира, от многообразия возможностей самореализации, от удовольствий, от возможности иметь детей? Что такое вообще монашество? Почему святые называют его «наукой из наук»? Чтобы разобраться в этом, есть смысл вспомнить иноков-первопроходцев, среди которых особое место занимает преподобный Феодосий Великий, основатель монашеского общежития.
Родился Феодосий около 424 года в Каппадокии в христианской семье. В детстве пел в церкви, учился по Псалтири и Евангелию и мечтал о подвигах во имя Христа, а после паломничества в Иерусалим, по святым местам, окончательно решил стать монахом. Нашел близ Метопы (теперь это Умм-Туба, арабский район в восточном Иерусалиме) подходящую обитель и стал изучать «канон пустыни», а потом направился на восток, в пустыню, нашел на вершине одного из горных кряжей пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном пути из Вифлеема, и поселился в ней отшельником.
Но даже великие отшельники редко оставались в уединении всю жизнь. Обычно к ним начинали приходить люди, желавшие научиться у них духовной жизни. Они обосновывались неподалеку от старца, постепенно образуя монашеские поселения, в которых иноки, хоть и жили раздельно, все же образовывали братство, собиравшееся на общую молитву и объединенное общим духовным отцом. Так и к Феодосию со временем стали стекаться ученики.
Обычно основатели новых палестинских монастырей брали за образец какую-нибудь из существовавших обителей. Первая такая киновия (т. е. общежительный монастырь) была устроена еще в IV веке преподобным Пахомием Великим, который тоже начал свой подвиг с отшельничества. Но он видел, что уединенный образ