Проблема Креста
Недавно на «Радио Югория» в Ханты-Мансийске я участвовал в прямом эфире, посвященном обсуждению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской. Во время эфира был задан один примечательный вопрос от слушателя: как мы можем праздновать Собор новомучеников и исповедников, если по факту мученичество и исповедничество являются величайшей трагедией и несправедливостью?
Почему христианство из орудия пыток и смерти сделало орудие жизни, спасения и воскресения?
Вопрос знакомый и непростой. Вслед за ответом, что мученики в максимальной степени уподобились распятому Христу, отдав свои жизни за Него, как показывает мой опыт, у людей обычно возникает другой более общий вопрос: как мы, христиане, можем почитать Крест Христов, если по факту он является орудием несправедливой и мучительной казни и убийства нашего Господа? Как мы можем почитать распятие Христово, если это величайшая трагедия и несправедливость мировой истории? Почему так странно и парадоксально получается, что христианство из орудия пыток и смерти сделало орудие жизни, спасения и воскресения? Нет ли здесь некоей некрофилии или мазохизма?
Ведь никому же психически здоровому в голову не приходит почитать орудия пыток и убийства других людей. Напротив, они вызывают естественное отторжение и желание держаться от них подальше. Почему же с Крестом и связанным с ним мученичеством всё обстоит иначе? Может быть, христианство – это некая форма некрофилического и мазохистсткого психического расстройства, а христиане не вполне психически здоровы?
Подобным образом, кстати, любят рассуждать атеисты, сводя религию к разновидности психических заболеваний. Для отрицающих бытие Божие те, кто верит в Него, представляются людьми, которые маниакально и фанатично убеждены в