Вся наша жизнь — крест
У нас бывают разные минуты, минуты, когда печалимся, моменты, когда радуемся; мы как погода: сейчас тучи, до этого было солнце, а потом, может, пойдет дождь. Мы не можем претендовать на то, чтобы все время пребывать в благодатном состоянии, в состоянии покоя. Это нормально. Но тем не менее существует определенная опасность, когда мы доходим до определенной духовной холодности, когда мы больше не можем воодушевиться от встречи с Богом.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что каждый раз восторгался, когда встречал проявления Промысла Божия в мире, сотворенном Им. И всегда у него было два слова; обнаружив, как благ Бог, он с признательностью восклицал: «Преблагий Владыка мой!» и: «Слава Богу за все!» А у нас нет этой вспышки признательности к Богу. В чем же причина? Думаю, виноват, прежде всего, наш эгоизм. Мы больше не видим действия Бога в своей жизни. «Я все решаю», «Я все делаю», «Я все знаю». И Бог оставляет нас, чтобы мы увидели, что на самом деле можем сделать без Его благодати, и тогда мы чувствуем себя совершенно пустыми, чувствуем себя никчемными, чувствуем себя лишенными смысла.
Православие — это не только мораль. Мораль, если в ней нет Бога, — пустая мораль
Православие — это не обязательно совокупность наставлений, в которых мы искали бы философию, чтобы с ее помощью изменить состояние собственного духа. Православие — это не только мораль. Мораль, если в ней нет Бога, — пустая мораль. Цуця[1] говорил, что «мораль без Бога подобна курсированию поездов, которое может меняться от станции к станции». Мы хотим присутствия Бога в своей жизни, и иногда испытываем печаль, и печаль эта должна подталкивать нас к Богу, подталкивать к молитве. Смотри, у нас есть молитва святого Исаака Сирина:
«Господи, нет