В одном известном кино герой спрашивал: «Можно есть эти ягоды?» «Можно», - отвечали ему. И добавляли: «Но только отравишься». С некоторых пор что-то творится с православными, в центр интересов которых встают справедливость и общественные протесты. Популярный вопрос последних дней, чего бы ни коснуться – оппозиции Путину, событий на Майдане в Киеве, гомосексуализма или акций против антихристианских кощунств в искусстве - «Можно ли христианину участвовать в протестах?» Можно, братья и сестры. Конечно, можно. Но только отравитесь.
Странное этическое превращение захватывает круг моих друзей и знакомых. Жизнь в Церкви, внутренняя работа, интеллектуальные интересы, семейное общение кажутся скучными, зато борьба с окружающим злом и несправедливостью приковывает внимание, становится чем-то невообразимо актуальным и ценным. Внутреннее христианство невозможно осмотреть и потрогать, зато быть борцом за что-нибудь – куда как определённо. Похоже, нам предстоит пережить очередной виток социально-политического романтизма, чтобы, пройдя мыслимые искушения и разочаровавшись, вернуться на круги своя, к правоте святоотеческого: «Стяжи дух мирен (в себе), и тысячи вокруг тебя спасутся». Увы, нахватав шишек и понеся чувствительные потери.
Но что же, неужели для Православия закрыты уличная стихия, сопротивление, тысячеголосые кличи, удовлетворение от того, что зло и беззаконие наказаны? Наверное, нет, но прежде, чем оказать влияние, мы с нашими неглубокими понятиями о духовной жизни разбредёмся по направлениям и клубам, лишив себя главного – упования на Бога, а не на собственные силы.
Протест многообразен, причина одна: мы отравились. Рассуждения про то, что «христианин не может мириться с общественной неправдой, обманом», упрёки в