Многие помнят историю о Пигмалионе и Галатее. Талантливый скульптор создал такую прекрасную женскую статую, что влюбился в нее. Боги были настолько растроганы этой любовью, что однажды оживили скульптуру, и Пигмалион смог жениться на собственном произведении. Однако мало кто знает, что все это происходило на Кипре.
На историю о Пигмалионе ссылаются такие древние авторы, как Аполлодор, Овидий, Иосиф Флавий, Нонн, Порфирий, Климент Александрийский, Иустин Философ. Согласно самому распространенному мнению, Пигмалион был жителем Кипра, а именно ― Пафоса. По другим данным, он являлся царем Пафоса и всего Кипра. Некоторые и вовсе считают его финикийцем. У древних авторов нет четкого мнения о том, кто из персонажей кипрских мифов приходился Пигмалиону родней. Кто-то утверждает, что его дочерью была Тимарета, которую взял в жены царь Пафоса Кинир. Овидий пишет, что дочерью Пигмалиона была Пафос, мать Кинира. При этом, согласно исследователю Кириакосу Хаджииоанну, имя «Пигмалион» имеет финикийское происхождение и означает «потомок богов». Нонн Панополитанский в своем труде «Деяния Диониса» утверждает, что Афродита даровала Пигмалиону долголетие, а Стефан Византийский считал, что Пигмалион основал город Карпасия на Кипре.
Христианский автор Климент Александрийский пишет, ссылаясь на труд Филостефана «О Кипре», что Пигмалион сделал из слоновой кости изваяние обнаженной Афродиты, в которое и влюбился. Римский автор IV века Арнобий утверждает, что Пигмалион влюбился в старую статую Афродиты, и эта любовь ослепила его дух, ум и душу. Он брал скульптуру с собой в постель, обнимал и целовал ее.
Самая красочная версия истории Пигмалиона содержится в произведении Овидия «Метаморфозы» (кн. 10, стихи 243-299). После того, как Пигмалион