Рим. 4.1-12.Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? .Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: .«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха». Блаженство сие относится к обрезанию, или и к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
4-я глава даёт иллюстрацию праведности на примере Авраама, которым иудеи особенно гордились, считая себя его потомками. Авраам более других исполнял дела закона, но оправдался он не ими (не обрезанием), а верой в обетование Божие, которое получил до обрезания (Рим.4:3). Он жил по вере, и его дела вытекали из его веры, почему и были угодны Богу.
Стихи 4–8 говорят об оправдании «верующего» верой и «делающего» делами. «Делающий» – это тот, кто хотя и верует, но опору спасения полагает не в помиловании от Бога, а в своей праведности, в своих делах. Это оправдание «по долгу», т. е. насколько исполнил дела закона, настолько и оправдался. А так как всего закона исполнить