Монотеизм является не только древнейшей, но и изначальной формой религии. Это признают как христианские богословы, так и многие исследователи истории религии. В первых главах книги Бытия говорится только об одном Боге. Ни о каких «богах» нет упоминания: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1)»; «И сказал Господь…» (Быт. 6: 3); «И увидел Господь…» (Быт. 6: 5); «И сделал Ной все: как повелел ему Бог» (Быт. 6: 22).
Отступление от единобожия произошло после вавилонского столпотворения. Падшее человеческое естество всё больше укоренялось в грехе. Постепенно затемнялось понятие о Боге. В жизни человека стало главенствующим чувственное и плотское начало. Укоренившаяся привычка придавать значение только всему видимому и осязаемому, а также жизненная зависимость от окружающей природы и страх перед естественными стихиями привели к тому, что люди стали обожествлять солнце, луну, звезды, море, реки, горы, животных, растения, людей (правителей и героев). Идолопоклонники, как пишет святой апостол Павел, «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1: 25).
Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого произошел патриарх Авраам. Господь говорит через Иисуса Навина евреям: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Нав. 24: 2). Бог призвал Авраама и вывел его из земли предков, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников: «Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской» (Нав. 24: 3).
Патриарх Авраам – родоначальник избранного народа. Он занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только