Богопознание
Почему мы, тварные и ограниченные люди, можем встретить и познать Бога, Который в абсолютной степени выше нас по Своей природе?
Во-первых, потому что Он нас создал по Своему образу и подобию, и во-вторых, потому что Он Сам нам открывается, являет Себя в опыте встречи и общения с нами.
Бог творит нас и открывается нам именно для того, чтобы мы Его познали
Бог творит нас и открывается нам именно для того, чтобы мы Его познали. Именно в богопознании заключается конечная цель и смысл человеческой жизни[1]. В этом состоит наше главное призвание на земле.
При этом под познанием Бога имеется в виду не только и не столько получение знаний или информации о Боге, но главным образом непосредственное, опытное, личное общение и соединение с Ним по нетварной благодати. Познавать Бога значит возлюбить Его всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей крепостью своей[2], то есть всецело и без остатка предать себя Ему вплоть до неслитно-неразлучного соединения с Ним, которое в православном богословии называется обожением[3].
Обретение рационально-понятийного знания о Боге является теоретическим богопознанием, обретение же Самого Бога в живом опыте общения есть богопознание мистическое[4]. Теоретическое богопознание должно приводить к богопознанию мистическому, которое ведет к действительному спасению, преображению и обожению человека. Без мистического опыта богопознание и богословие превращаются в бесплодное сотрясание воздуха, в сложную и вместе с тем пустую словесную игру в бисер, «в медь звенящую или кимвал звучащий»[5].
Христиане познают не абстрактного Бога философов, но живого личного Бога Авраама, Исаака и Иакова[6]; Бога, в Которого верят, а не о Котором только знают; Бога, с Которым реально и действительно встречаются,