Я когда-то слышал историю об одном торговце, который продавал на рынке у моря рыбу. Он не был слишком плохим человеком, но в один из дней у него была всего одна рыба на продажу. Она лежала в ящике со льдом под прилавком, а на самом прилавке стояли весы. И вот к нему пришёл человек с намерением купить рыбу. Торговец достал из-под прилавка товар, положил на весы, сказал цену. Покупатель спросил, есть ли другая рыба, большего размера. Тогда торговец решил пойти на хитрость, чтобы окупить свой скудный день. Он увидел, что человек этот достаточно состоятелен, чтобы не слишком придираться. Он опустил эту рыбу под прилавок, сделал вид, что ищет там другую, но так как иной и не было, вновь положил на весы ту же самую, развернув её другой стороной. И весы показали вес вдвое больший. Он был доволен своей смекалкой и уже ожидал неожиданную прибыль. Но покупатель сказал: «Хорошо, давай мне обе этих рыбы».
«Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему» (Притч 11:1). Автор писал, конечно, о тех весах, которые стояли на восточных рынках, и, как это часто бывает, продавцы изменяли вес гирек и обманывали покупателей. Казалось бы, такая бытовая мелочь, вещь, к которой все мы, а особенно те люди, которые застали еще массовое использование весов с гирьками, привыкли. Но такая хитрость называется «мерзостью», словом, которым в Библии называется верх нечистоты. Мерзость пред Господом.
Кажется, что эта фраза относится даже не столько к весам на рынке, сколько к тем «гирькам», которые мы используем в уме своём для других людей. Ведь так часто мы прощаем людям, которых боимся, даже какие-то тяжёлые проступки. А к тем, кто ведёт себя скромно и просто, к тем, кто не может постоять за себя, — бываем излишне придирчивы,