Недавно встретила потрясающую цитату святителя Николая Сербского: «Когда угасает любовь, люди ищут справедливости». Кажется, в семейной жизни это работает и в обратном порядке: когда люди ищут справедливости, угасает любовь.
Любовь в христианстве не справедлива. Она «не ищет своего», то есть не тянет на себя справедливо полагающийся ей кусок одеяла определенного размера. По справедливости Христос не должен был умирать за тех, кто как раз сам и достоин смерти. Любовь — это то, что выше справедливости, потому что желает блага любимому просто так, а не по заслугам.
Верующие женихи и невесты с большим воодушевлением слушают эту высокую риторику про христианскую любовь примерно до конца медового месяца. Ну, хорошо, год семейной жизни максимум.
А потом неожиданно приходит стадия торга. «А если я, то она…» — «Если я так, то он на шею сядет…» — «Почему это должен делать именно я?! А она там чем занимается, пока я работаю?» — «Он на работе почти что отдыхает, пока я с ребенком скачу по врачам и с хозяйством мучаюсь! Почему я должна?!»
Искушение сложить и поделить собственные заслуги подстерегает каждую семью, и, если складывать да сравнивать слишком рьяно, это приводит к очень разным последствиям.
С одной стороны, считать и сравнивать не всегда вредно. На начальном этапе построения общего быта это помогает семье не скатиться в злоупотребления, когда один из супругов действительно «садится на шею», оставаясь в инфантильной позиции ребенка, который готов только принимать заботу, но не готов заботиться и работать сам. А молодая семья — как молодое дерево, еще легко гнуть в любую сторону и договариваться «на берегу», что нормально — а что не совсем.
С другой стороны, считать нужно крайне аккуратно, поскольку в силу греховности