«Всё или ничего» – тезис этот кажется радикальным. Но и сейчас, до Страшного Суда, итогом жизни каждого человека становится либо Рай, либо ад. Третьего не дано. Рай – это всё, полнота всякого блага – мир и любовь, радость, гармония, счастье, блаженство. Потому что Рай есть общение с Богом, а Бог – это в буквальном смысле «всё», всё благое, что только может помыслить и о чем даже не может мечтать человек. Ад – «ничего», бездонная пустота, обнаженность от чего-либо благого и доброго, ад поглощает тех, кто без Бога, а быть без Бога значит всё потерять.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23).
Либо путь единения с Богом, либо сползание, а затем и срыв в пропасть смерти, пустоты и муки.
Страшный Суд таков, что его и представить страшно. Точка невозврата. Вымолить душу из ада можно лишь до Страшного Суда. Сердце стонет от того, что нас всех ожидает. Мы и сейчас пред очами Всевидящего. Но на Суде откроется пред всеми, а кто же мы есть по отношению к Богу и ближним. Где мы окажемся после Суда? – мы не знаем. Евангельская же правда строга и недвусмысленна:
«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25: 46).
Может, евангельское слово о муках вечных – всего лишь педагогический прием, а самих вечных мук нет?
Но где же милосердие Божие? Где всепрощение? Где любовь Того, Кто Сам есть Любовь? Разве справедливо из-за каких-то семидесяти-восьмидесяти лет земной жизни, растраченных на грехи, терять целую вечность? Может, евангельское слово о муках вечных – всего лишь педагогический прием, а самих вечных мук нет?
Подобные мысли время от времени посещают всех нас, они приходят как искушение: мы боимся Суда и потому хотим, чтобы его как бы и не было. Искушение в иных случаях