Беседа с историком Павлом Кузенковым о календарях и датах, времени и человечестве
Календарь – что может быть привычнее и понятнее? Вот он, на стене, и видно, какое сегодня число: 14.09.2015. Но сознание начинает двоиться, когда вспоминаешь, что сегодня не 14 сентября, а 1-е – Новолетие по церковному календарю. И год – не 2015-й, а 7523-й – это если считать от Сотворения мира, как считали когда-то на Руси. Ох уж эта календарная путаница! Спросите любого: когда мы празднуем Рождество? И услышите в ответ: 7 января. А Преображение Господне? – 19 августа. А Покров Божией Матери? – 14 октября. Или всё же 25 декабря, 6 августа, 1 октября? Так в юлианском календаре, по которому живет наша Церковь. А нужно ли Церкви сохранять этот календарь? Может, и нам давно пора отказаться от него и перейти на тот, по которому живет «весь цивилизованный мир» и на который перешли некоторые Православные Церкви?
О значении и важности юлианского календаря, о глубинном сакральном смысле систем исчисления времени, о том, сколько лет человечеству, и о других проблемах, связанных со временем и датами, мы беседуем с историком Павлом Владимировичем Кузенковым.
«Хронология принципиально важна: она освобождает нас от ошибок»
– Павел Владимирович, недавно за книгу «Христианские хронологические системы» вы получили Макариевскую премию. Почему вы решили заняться хронологией?
– Всё началось, когда я учился в Российском православном университете. Нам читали большой курс по византологии, и мы знакомились с трудами византийских авторов, в том числе и Феофана Исповедника. У него есть хроника, охватывающая мировую историю до IX века, и каждое событие начинается с даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова, а сама «Хронография» открывается целой серией разных