Недавно митрополит Лимасольский Афанасий встречался с протоиереем Феодором Гигнадзе и другими клириками Крестовоздвиженского храма Тбилиси. Представляем перевод этой встречи на русский язык.
– Расскажите о значении Иисусовой молитвы.
– Молитва есть тот подвиг и та деятельность, которой был занят человек до грехопадения.
Человек, находящийся в раю, имел непрестанную молитву, т. е. его ум и сердце были всегда направлены к Господу, – это было молитвенное общение с Отцом Небесным.
Поэтому человек, который постоянно пытается углубиться в непрестанную молитву, можно сказать, находится в ангельском состоянии, которое было до грехопадения.
Примерно в таком состоянии сейчас находятся святые ангелы; оно заключается в непрестанном памятовании о Боге и постоянном стремлении к [духовной] любви.
Таким образом, молитва есть и условие, и результат духовного исцеления человека.
Молитва есть и условие, и результат духовного исцеления человека
Хотя, безусловно, молитва не стоит в духовной жизни особняком – вместе с молитвой подразумеваются и прочие добродетели жизни по Духу.
Для того чтобы человек мог молиться правильно, ему обязательно следует соблюдать заповеди Христовы и участвовать в таинствах Церкви.
– Насколько возможно мирянину искать Бога с помощью умной Иисусовой молитвы?
– Как мы знаем, существует много видов молитвы: псалмопение, различные молитвенные правила, молитвословия Божественной литургии... Всё из указанного является формами молитвы, просто умная молитва, как мы видим это у святых отцов, – это доступная и в большей степени практичная форма молитвы для каждого христианина, в том числе и для мирянина. Наша цель есть не какой-либо внешний метод, но – Сам Христос.
– Как часто следует причащаться?
– Христос нам сказал: «сие творите в Мое