Что ответить на этот вопрос? Для начала можно просто выстроить такую логическую цепочку: человеку свойственно ошибаться, духовник — человек, следовательно, духовнику свойственно ошибаться. Это понимает любой священник, адекватно оценивающий себя и свое духовническое служение. Это должны осознавать и люди, ищущие духовного руководства. Вместе с тем понимание, что духовник бывает не всегда прав, не должно разрушать тот духовный альянс, который сложился между пастырем и пасомым, приводить к разрыву отношений, недоверию и отчуждению. Родители не всегда бывают правы, но это не отменяет нашу любовь к ним, не снижает уровень доверия и принятия. А духовник — это тоже не кто иной, как отец, только духовный.
Одни из важных качеств, позволяющих отличить священника, действительно переживающего за своих духовных чад, болеющего за них душой, от младостарца, упивающегося своей властью над людьми, — осторожность, деликатность и бережное, уважительное отношение к человеку и его выбору. Так, например, приснопамятный протоиерей Димитрий Смирнов, духовным чадом которого мне посчастливилось быть, никогда не давал категоричных ответов на мои вопрошания, но всегда задавал встречный вопрос: «А ты сам как считаешь?» Он умел создать пространство для свободного размышления и диалога, в котором рождались нужные ответы и решения — не навязанные извне, но органично вытекающие из отношений любви и доверия. И в этом смысле задача духовника состоит в том, чтобы помочь человеку научиться брать на себя ответственность за свою жизнь, самостоятельно мыслить и принимать решения. Вспоминая известную притчу о рыбе и удочке, — не просто накормить рыбой, но научить рыбачить.
Поэтому с самого начала очень важно сделать правильный выбор, постараться найти того, кто