Всюду, куда ни шел Христос, всё менялось. Не говорится ли, что Он пошел в пустыню? И с Ним туда пошло 5000 душ – и все ели хлеб и рыбу, которые Он дал. 5000 человек пошли в пустыню – зачем? Кто просто так идет в пустыню? Но там был Христос, и они шли.
Христос увидел тещу святого апостола Петра и исцелил ее горячку, Он шел к больным и лечил их, к одержимым и освобождал их от злых духов. Что это значит? Это значит, что там, где Христос, всё меняется. Мой вопрос таков: а ваша и моя жизнь изменились через Христа? Вот мы с вами говорим, что молимся. А что такое молитва? Мы говорим, что она – прикосновение ко Христу. Но что ты получил от этого прикосновения? Что?
Вижу после святой Литургии людей причастившихся, исповеданных, и вот после святой Литургии, когда Причастие еще в устах у них, они начинают говорить с горечью, тревогой, беспокойством, страхом, неуверенностью, смятением… Я их спрашиваю:
– Что ты сделал только что? Принял Христа в себя? А ты почувствовал, что твой внутренний сад покрыл тебя покоем и тишиной? Где твой покой? Где твое спокойствие? Что ты взял у Христа?
То же самое сказал мне один ребенок о своих родителях – что он не видит в них больших перемен. Для меня его слова прозвучали как кошмар, он будто говорил мне: «Ты ходишь в церковь, однако я не вижу, чтобы твоя жизнь изменялась». Он имел в виду свою мать, он еще был маленьким и не мог скрывать своих мыслей:
– Она с детских лет ходит в церковь, печет просфоры, но я не вижу в ней никакого спокойствия. Дома постоянно ругаются, кричат, чего-то требуют, и вообще она большая эгоистка.
Если ты счастлив, этим ты доказываешь, что действительно имеешь опыт прикосновения к Богу
Прикасаемся ли мы к Богу на святой Литургии, в молитве? Доказательством тому будет наше счастье: