Идея Бога в сознании человека
Безусловно, идеи З. Фрейда оказали огромное влияние на культурные процессы российского и европейского общества начала XX века. В начале XX века Россия стала одной из немногих стран, где психоанализ не только обрел своих сторонников, но и получил творческое научное развитие. Приглушенный Первой мировой войной, интерес к фрейдизму вновь оживился после Октябрьской революции 1917 года.
Впрочем, в предвоенный и в военный период анализ теории и практики австрийского мыслителя проводился не только в журнальных статьях, но и в фундаментальных трудах. Время расцвета фрейдизма в XX веке было непродолжительным, уже в 1950-х годах прошлого столетия к нему был потерян интерес, что было обусловлено многочисленной критикой и выдвижением новых опровергающих теорий, причем часто теми, кто ранее был в рядах последователей З. Фрейда. Некоторые элементы психоанализа были взяты на вооружение последующей научной психологией в различных ее направлениях.
Чем так привлек фрейдизм? В чем его новизна, антропологическая уникальность? На что основоположник психоанализа «открыл» глаза миллионам людей, и как эти «открытия» выглядят с позиций христианской антропологии?
Чем так привлек фрейдизм? В чем его новизна, антропологическая уникальность?
С точки зрения христианской антропологии, главное отличительное свойство человека от всего остального тварного мира и других живых существ Вселенной – богоподобие. Это исключительное достояние людей. Парадоксально, но с тем, что человек является образом Божиим, был согласен и Фрейд. С одной лишь разницей – в его концепции человек создает Бога, а не Бог человека[1].
На вопрос: Бог ли создал человека по Своему образу и подобию, или человек создал Бога по своему образу и подобию? – у