Мой близкий друг и собрат по служению как-то раз спросил меня: — А ты замечал когда-нибудь, что люди, которые причащаются в воскресенье на ранней, совсем другие? Он, возможно, не совсем корректно сформулировал свою мысль, но я его сразу понял Безусловно, с таинственной точки зрения достоинство Литургии ранней никоим образом не отличается от достоинства Литургии поздней.
Но так получается, что на позднюю Литургию приходят люди, для которых очень важно помолиться вместе с теми, кого они ощущают как одну духовную семью, которым торжество Евхаристии, а тем паче Евхаристии в день воскресный, обязательно нужно разделить со всем приходом, представленным утром, как и накануне вечером за всенощной, в максимальной своей полноте.
А раннюю предпочитают те, кто находит для себя удобным, встав пораньше и пораньше помолившись в храме, иметь потом возможность посвятить оставшийся день какимто иным делам — поездке на дачу, походу в гости, кино, домашним заботам.
Или же те, кому нравится, когда на службе не так много народу. Ничего предосудительного в этом нет, но мотивы всетаки разные.И прежде всего разное здесь отношение к самой сути приходской и — шире — церковной и в целом христианской жизни.