На самом деле многое зависит от того, о какой молитве идет речь — об исполнении молитвенного правила дома, молитве в храме или же о непрестанной, внутренней молитве. А также от того, связана ли молитва лежа с ленью или физическое состояние человека действительно не позволяет ему подняться с кровати.
Апостол Павел прямо говорит: Непрестанно молитесь (1 Фес 5:17). Следовательно, можно молиться при любых обстоятельствах, в любое время суток и в любом положении тела в пространстве. Конечно, мы не можем молиться Богу, держа в руках 24 часа в сутки молитвослов и возжигая лампаду перед иконами, — нам надо работать, есть, пить, спать, общаться. Однако святитель Феофан Затворник объясняет, что непрестанная молитва — это так называемая умная молитва. Он же объясняет, в чем она заключается, словами Палестинского патерика:
«Непрестанная молитва состоит в том, чтоб ум содержать в великом благоволении и горячем устремлении к Богу, о Нем Едином мыслить, Им Единым заниматься, Его Единого зреть, к Нему припадать в сердечном молении, всегда висеть на непоколебимом уповании на Него и в надежде на Него быть дерзновенным во всех делах и приключениях».
Такая молитва возможна не только при бодрствовании лежа, но даже и во сне. Святые отцы, аскеты выражали это состояние словами Книги Песни песней: Я сплю, а сердце мое бодрствует (Песн 5:2).
Не грех обращаться к Богу в молитве, когда мы лежим, отдыхая от дневных трудов и готовясь ко сну. Праведный царь Давид, каясь в совершённых грехах, говорит: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6:7). Толкуя этот стих Псалтири, Евфимий Зигабен замечает:
«Днем отвлекают меня от этого разные заботы, а потому время отдыха от дневных забот (т. е. ночь. – Прим. авт.) я и сделаю для себя