В православном вероучении, как писал преподобный Иоанн Дамаскин, «душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Однозначного ответа на вопрос, откуда она берется, нет. В разные времена ученые богословы пытались его осмыслить, спорили друг с другом, но так и не пришли к единому мнению. Одно бесспорно: душа, как и все тварные создания, возникает при участии творческой силы Создателя видимого и невидимого миров.
Святые отцы по-разному видели участие Бога в происхождении души. Одни авторитетные богословы, к числу которых относятся Климент Александрийский и Иоанн Златоуст, считали, что Бог непосредственно творит каждую душу, в то время как другие выдающиеся мыслители и святые Церкви — Макарий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский полагали, что как организм ребенка происходит в результате соединения родительских клеток, так и его душа происходит от душ родителей при минимальном участии Творца. Эти отцы основывали свою гипотезу на тезисе, что Бог при творении Адама сотворил в его лице все человечество по слову Священного Писания: от одной крови Он произвел весь род человеческий (Деян 17:26). Бог, таким образом, утверждали они, творит души не непосредственно, каждый раз создавая новую сущность, а опосредованно — через души родителей, которые в соединении друг с другом исполняют заповедь, данную Адаму и Еве в раю: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (Быт 1:28). Эта теория творения души объясняет, почему все люди несут на себя последствия грехопадения прародителей. Если бы Бог непосредственно творил каждую душу из ничего, как душу первого человека, то она бы не имела в себе тяжести первородного греха.
Современные исследователи замечают,