О необходимости активизации миссии в языческой и неоязыческой среде
«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет.Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет.А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках,потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их.Это и по другой причине достойно одобрения – по той,что мы с нимиодной природы.Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлетнашу взаимную любовь и благодушие друг к другу»(свт. Иоанн Златоуст, Гомилии на 1-е послание к Тимофею. Беседа 7.2).
Евангельское учение о проповеди начиналось общим призывом: «…на путь к язычникам не ходите…» (Мф. 10, 5).
Ветхозаветное отношение к язычникам было достаточно определенным: так, например, в четырех местах Пятикнижия имеются предостережения о следовании их порочному образу жизни (Лев. 18, 3; 20, 23; Втор. 12, 30-31; 18, 9-12). В первую очередь, осуждается язычество египтян: «По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте…»,но далее говорится более о предосудительном образе жизни язычников «земли Ханаанской» (Лев. 18, 3). Запрещается следовать «обычаям народа» (20, 23) и, прежде всего, их форме чуждого служения, посвященного иным богам (Втор. 18, 12).
Чуждое служение (евр. аводазара) представляется как любая форма служения или культа, не связанного со служением и культом Богу израильтян. Отвергается не существование языческого культа как такового, а его действенность, его мистическая реальность (Ис. 66, 3). Позже такое отношение к языческому культу найдет место и в самих новозаветных текстах. Ап. Павел учил об идолах и языческом культе: «…идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как