Иногда Воскресение Христово представляется как заключительная радостная нота повествования о Его жизни, благодаря которой после томительных глав о предательстве Его Иудой, взятии под стражу, распятии и погребении евангелист смог завершить рассказ словами «и жил Он долго и счастливо», будто значение Воскресения этим и исчерпывается. В соответствии с богословскими воззрениями евангеликов, Воскресение Христа толкуется лишь как выкуп, который Иисус уплатил на Кресте за наши грехи, то есть Отец показал, что суммы, уплаченной Иисусом в виде смерти за наши грехи, вполне достаточно. При таких воззрениях Воскресению Христову не придается столь же спасительное и великое значение, сколь и Его Страстям.
Некоторые западные теологи не придают Воскресению Христову столь же великое значение, сколь и Его Страстям
Наверное, именно поэтому в богослужениях евангеликов в центре внимания лишь один Крест:
«Далеко на горе стоял старый крепкий Крест, символ страдания и бесчестья, и я люблю этот старый Крест, где Возлюбленный и Лучший был убит за мир погибших грешников»[1].
Писатель этого чудо-гимна не проронил ни слова о том, как он любит опустевший Гроб, хотя он, без сомнения, верил, что Гроб был пуст. Помню, как я обедал с одним таким западным теологом (старавшимся вести набожную и святую жизнь), и во время обеда он высказался, что Крест был «кульминацией», а Воскресение – «вишенкой на торте». Так как он был моим хорошим другом и я не хотел его обидеть (тем более что он и за обед платил), я просто ответил: «Как странно, что граница между Востоком и Западом пролегла по обеденному столику этого ресторана».
Я мог бы написать о спасительной силе Воскресения, которой «поглощена смерть» (1 Кор. 15: 54) и дарована миру жизнь вечная. Но здесь я хотел бы