«Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10).
Человек создан по «образу и подобию Божию» (Быт. 1:26) со свободной волею, вернее со свободой стремлений и желаний. Как пишет святой Иоанн Кронштадтский: «Наша свобода есть неотъемлемая часть образа Божия», а В. С. Соловьев уточняет: «Всех животных Бог подчинил определенным законам. Один человек ни в чем не стеснен и может стать тем, кем он пожелает.
Если человек будет лелеять чувственные наклонности, то он одичает и станет зверем. Если он будет следовать разуму, то он сделается подобным небесным существам.
Святитель Иоанн Санфранцисский говорит: «Когда воля человека очистится от зла, тогда все становится даром, «сходящим свыше». Все тогда делается исполнением желаний самого человека. Это и есть «Царство Божие пришедшее в силе...» Тут нет ничего «малого», все огромно, безгранично... С этого пира апостол говорил свои благочестивые слова: «ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор. 6:10).
Вместе с тем свобода воли человека все же далеко не абсолютна.
Человеческая же свобода ограничена и ее связывают в значительной мере:
а) законы природы,
6) запросы тела,
в) окружающие люди и обстановка,
г) общественные законы,
д) установленные Богом для человека внутренние законы, сообщаемые ему через голос совести,
е) влияние на душу человека Божией благодати,
ж) влияние на душу темной силы при оставлении человека Божией благодатью.
Учитывая нашу ограниченность, можно говорить, как считает епископ Михаил Таврический, лишь об «остатке человеческой свободы». И этот остаток проявляется более всего в комплексе внутренних стремлений и пожеланий, осуществление которых в жизни происходит лишь в какой-то доле, иногда в очень незначительной, или даже вовсе не происходит.
А святитель Игнатий Брянчанинов утверждал: «Воля моя
Читать на cyplive.com