Александр Ткаченко о настоящей любви к самому себе
«Эгоист — нехороший человек», таков стереотип нашего восприятия этого слова. Но разве любовь к себе не естественна для каждого из нас? Ведь даже в Библии сказано — возлюби ближнего, как самого себя. Выходит, что любить себя не только можно, но и необходимо. Почему же тогда эгоизм оказался порицаемым качеством человеческой души?
Едва ли не с младенчества современный человек узнаёт, что эгоизм —это плохо. И поначалу этот тезис не вызывает возражений. Ребенок послушно отдает другим детям свои игрушки, хотя ему очень не хочется этого делать. Столь же послушно он делится конфетами, которые с куда большим удовольствием съел бы сам. По мере его взросления упреки в эгоизме становятся эффективным инструментом, захватывающим всё более обширные области его личного жизненного пространства. Отказался пойти с бабушкой в магазин за продуктами — эгоист; не хочешь вместе со всем классом убирать листву в школьном сквере — единоличник; заикнулся о том, что не поедешь с родителями на дачу — «ты всегда думаешь только о себе, на остальных тебе плевать». Все это, вроде бы, призвано воспитывать в подрастающем человеке самые лучшие качества — альтруизм, сострадание, любовь к ближним. И он добросовестно старается оправдать усилия своих воспитателей — помогает, участвует, едет куда надо, делает что требуется. Так продолжается до тех пор, пока однажды он не задает себе простой вопрос: а, собственно, с какой стати? Когда это он успел задолжать всем столько, что теперь нужно о других думать больше, чем о себе?
С этого момента его отношение к понятию «эгоизм» вдруг удивительным образом меняется ровно на обратное: перехватив это оружие из рук своих воспитателей, человек начинает пользоваться им сам.