В 1-м послании к Тимофею Апостол Павел пишет: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1, 15). Вторая половина слов апостола Павла нам, православным, хорошо знакома: она входит в молитву перед принятием Святых Таин, которую мы произносим, подходя к Чаше: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Это впечатляющее изречение даёт пищу для размышлений.
Иногда забывают, что слово «грешник» – в греческом «ἁμαρτωλός» – раньше обозначало особую, ужасную, категорию людей. Оно обозначало не каждого, а только тех, которые очевидно, общеизвестно и вопиюще постыдно потеряли моральные ориентиры. Нормальные люди не были ἁμαρτωλοί, и апостол Павел прямо говорит об иудеях, которые сохранили моральные ориентиры благодаря добродетели хранения Закона, что они «не из язычников грешники» (Гал. 2, 15). Среди язычников встречались ἁμαρτωλοί, ведь они с позором предавались гомосексуализму, блуду, убивали младенцев в утробе и оставляли на верную смерть новорождённых, всевозможным образом служили идолам, но те, кто «по природе иудеи», с рождения не были настолько грешны. Да, среди израильтян многие были праведники, не ἁμαρτωλοί: Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя, не были такими грешниками, но «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк. 1, 6). Симеон, принявший на руки Младенца Христа в храме, также был «праведный и благочестивый» (Лк. 2, 25). Конечно, были среди них и грешники, как та женщина (вероятно, блудница), которая ворвалась в дом фарисея, когда Иисус там возлежал, и омыла Его ноги благовониями и своими