«Всё, с меня хватит, я умываю руки», — часто можно услышать в повседневной речи. Например, в разговоре, где один собеседник отчаялся убедить другого в своей правоте или отговорить от какого-либо намерения. Или после многочисленных попыток выполнить некую задачу, которые так и не увенчались успехом.
«Умывать руки» — значит снимать с себя ответственность за что-то, отказаться от участия в каком-то деле либо прекратить участвовать в нем, выйти из дела.
Омовение рук как ритуальное действие известно с древних времен и присутствует во многих религиозных традициях — в иудаизме, буддизме, индуизме, исламе. В Ветхом Завете оно символизировало очищение от грехов, свидетельствовало о непричастности человека к некоему злодеянию. Но современное понимание этого крылатого выражения пришло из Нового Завета.
В Евангелии от Матфея подробно рассказывается, как иудейские первосвященники и старейшины осудили Иисуса Христа на смерть и для исполнения этого приговора привели Его к римскому прокуратору, или, иначе, правителю Иудеи Понтию Пилату. Почему? Находясь в то время под властью Римской империи, иудеи не имели права предавать никого смерти. Монополией на насилие в Иудее обладало только римское государство в лице своего ставленника — прокуратора, которым тогда был Пилат. Он допросил Иисуса и, поняв, что на Нем нет никакой вины, пытался отпустить. Но первосвященники возбудили народ кричать «распни Его». Тогда Пилат хотел освободить Иисуса в честь праздника иудейской пасхи, как то допускал бытовавший тогда обычай. Но толпа требовала отпустить разбойника и убийцу Варавву, а Иисуса распять.
Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите