В день памяти пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила
История пророка Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила – начинается в один из самых трагических моментов истории Израиля. «Пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, – говорится в Священном Писании, – и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего» (Дан. 1:1,2).
Однако Навуходоносор взял в плен не только святыни. «И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку Халдейскому» (Дан. 1:3,4), – читаем в книге Пророка. Так в халдейском плену оказались лучшие представители Богоизбранного народа. О святом же Данииле и его друзьях сказано, что «даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1:17).
В этих свидетельствах Священного Писания нам открывается одна важная закономерность духовной жизни. Мы видим, как в Вавилон отбираются самые лучшие из тех, кто мог отдать свои силы служению Израилю. В этом есть особый смысл. Он близок каждому христианину в его обыденной жизни. Его суть в том, что в нашем сердце непрестанно совершается борьба между небом и землей. Делая каждый новый шаг в жизни, мы должны непременно решать, чему посвятить его, на что потратить силы, устремления, надежды. При этом мир, земные потребности и заботы, за которыми