Не сдержать распахнутыми руками ветра, не остановить одним своим желанием грозных порывов бури. Так и силой лишь ума своего не удержать ветра помыслов. Они слушаются Смиренного, Который сказал: «Умолкни, перестань». «И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4: 39). А чтобы так было и в нашей жизни, надо плыть с Ним в одной ладье, совершать течение жизни так, как Он просит, и Его Самого смиренно просить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В тексте Евангелия – глубокая мудрость. От гордыни, некогда вторгшейся в мир, воздвиглись бури и злые стихии, но вот явился Смиренный – и всё подчинилось Ему.
Один брат спросил авву Пимена Великого, как бороться с восстающими помыслами. Старец ответил: «Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водой. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».
Кто дал человеку ум – к Тому и обращай свой ум. Кто насадил в тебе разум – к Тому возводи свой мысленный взор. Ибо самостоятельно очистить ум не сможешь.
Молния, блеснув на востоке, бывает видна даже до запада. И луч восходящего Солнца во мгновение ока озаряет лицо земли. Так добрая, чистая мысль способна озарить нашу жизнь. Ибо нет ничего быстрее мысли. Молитва – та же мысль, только обращенная к Богу.
Неужели мы думаем, что молитва – поклоны без мысли и чувства, как бы бездушное действие тела? Неужели молитва – машинальное крестное знамение, без чувства и смысла, как бы условный рефлекс? Неужели молитва – текст сам по себе, без ясного для нас содержания? – Нет! Молитва – мысль, воспаряющая к Небесам, чистая к Наичистейшему. Молитва – теплое воздыхание сердца, с мыслью живой и легкой.
Вот