Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему…
Последнее ли ныне целование Господу нашему Иисусу Христу? Для Него, без сомнения, не последнее, потому что всегда, до скончания века, пока будет существовать Церковь Его на земле, христиане будут воздавать Ему сие целование, а для нас с тобой, слушатель, может быть и последнее, потому что в настоящем году мы можем умереть и, следовательно, можем не дожить до будущего Великого Пятка.
Слушатель-христианин! При сем, может быть, последнем для нас с тобой целовании нашем Спасителю подумаем о себе, о своем спасении… Иисус Христос вот все сделал для нашего спасения, все, даже и то сделал из любви к нам, больше чего и сделать в жизни нельзя, ничего, – умер ради спасения нашего. Что же мы, со своей стороны, делали для своего спасения? Воспользовались ли тем, что Иисус Христос для нас сделал? Все, сделанное Им для нашего спасения, Он передал Святой Церкви, в которой Сам, как Глава ее, всегда невидимо пребывает и действует. Слушались ли вы этой Церкви? Исполняли ли то, что она признает для спасения нашего необходимым и чего от всякого, желающего спастись, требует непременно?
Или ты думаешь спастись так, как-нибудь? Даже не считаешь нужным много думать о спасении своем? Думаешь, что для спасения не нужно ничего особенного, не нужно сделать никаких пожертвований и уступок другим, никаких ограничений и стеснений себе, не нужно ни пощений, ни молений, ни поклонений, ни очищений, ни освящений, словом, не нужно следовать учению, правилам, уставу Церкви Христовой, а довольно жить и действовать по своему разумению и по своему хотению; жить так, как нравится или как придется, делать то, что сам находишь хорошим, нужным, спасительным для себя?
Но подумай. Если бы мы могли спастись так, сами