Комментарий к четвертой евангельской стихире на церковнославянском языке
Православное богослужение состоит из множества песнопений и молитвословий, которые особым образом соединяются в единый строй. Так, выделяется несколько богослужебных кругов: годовой, состоящий из литургических текстов праздникам и святым на каждый день года, седмичный, заключающий в себе гимнографию дней недели, и дневной, определяющий службы, которые совершаются в течение дня.
Для каждого круга установлены свои богослужебные книги. Песнопения седмичного круга находятся в Октоихе или Осмогласнике. В нем представлены тексты, которые необходимо исполнять в каждый день недели. Все песнопения в данной книге по способу исполнения делятся на восемь гласов, каждую неделю начинается пение нового гласа. Соответственно, в Октоихе содержатся восемь циклов гимнографических текстов на всю седмицу.
Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему. Начинается богослужебная седмица с недели, или воскресения: семидневные промежутки именуются в церковнославянском языке седмицей, а слово неделя обозначает ее первый день. Из названия этого дня, которое мы используем в русском языке, становится понятно, что он посвящен величайшему событию в истории человечества – Воскресению Христову. Богослужение данного дня соответствует этой теме.
Как уже было отмечено, существует восемь наборов текстов, которые по очереди исполняются каждый воскресный день в течение всего года.
Богослужение Православной Церкви формировалось веками и не всегда было таким, как в наше время, поэтому в нем можно найти отголоски различных древних традиций.
Так, ряд песнопений Октоиха не зависит от гласа[1]. К ним относятся гимнографические тексты, связанные с евангельскими отрывками, положенными для чтения на