На своем пути к Богу личность преодолевает три состояния – раба, наемника и сына. О становлении в добродетели размышляет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).
«Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами, как бы некоторый второй мир – малый в великом, созерцателем видимого творения, проникающим в тайны творения мысленного, царствующим над тем, что на земле, и подчиняющимся вышней власти», – говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Григорий Палама пишет, что после создания человека Ангелы смотрели на «человеческую душу и видели иного бога».
Каким тело было у Адама? Уставал ли он, были ли у него болезни? У Ефрема Сирина есть довольно подробное описание того, что тело Адама не горело в огне, не тонуло в воде. Оно не было подвержено усталости, болезням и страданиям. Душа была пронизана Божественной благодатью:
«На душу первозданного при самом сотворении ее обильно излилась Божественная Благодать; душа первозданного по преимуществу была живою, как движимая, просвещаемая и управляемая Святым Духом».
Святой Макарий Великий добавляет: «Как в Пророках действовал Дух и научал их, и был внутрь их, и вне их являлся: так и в рассуждении Адама, егда хотел, с ним был и научал его… Вся ему было Слово, и доколе пребывал храняй заповедь, друг был Богу».
Ум человека был ясным, проницательным, способным проникать в тайны Божии. Человек как только хотел, мог общаться с Богом и узнавал от Него все. Это сейчас мы вынуждены учиться, получая знания о Боге. Но знания о Боге – и знание Бога – это не одно и то же.
Был ли Адам совершенен? Адам в раю еще не был в полной мере совершенен, а только был призван постепенно возрастать в добре.