Имя человека, дарованное при крещении и особенно при вступлении на путь служения Богу, сопрягает жизнь его с жизнью тех, кто тоже носит это имя и чтится Церковью, и определяя подчас ее направление, и служа маяком. И в день памяти святителя Иова Московского – 5/18 апреля – мы решили вспомнить историю ветхозаветного Иова Многострадального. Его подвиг научает не только стойкому терпению скорбей и мук. Эта книга Ветхого Завета отцами Церкви толкуется прообразовательно, и нам, христианам, необходимо помнить и знать это. Иов – один из образов, сплавляющих в единое целое историю человечества.
Так зачем Господь испытует Иова, к чему хочет его привести? Каковы прообразовательные смысли этой ветхозаветной истории? Как объясняются ее противоречия? Об этом мы беседуем с богословом Петром Малковым.
– Святые отцы писали о жизни многострадального Иова как о назидательном примере всем нам. Но только ли терпеливому перенесению скорбей учит ветхозаветная Книга Иова? Или в этой истории есть еще и иной смысл? Святитель Амвросий Медиоланский, например, писал: «Никто не любил Бога больше, чем Иов»…
– Конечно, Книга Иова является училищем благочестия и смирения для тех, кто находится в скорбях. Но не только в этом ее значимость для нас, христиан. И та цитата, которую вы вспомнили, звучит немного иначе. Святитель Амвросий Медиоланский говорит: «Никто не любил Христа больше, чем Иов». Вот под этим углом нам надо воспринимать эту историю.
Иов своими страданиями прообразует Христа, Его крестную жертву. И напомню, что он жил еще в доветхозаветную эпоху – до Моисея: Иов был одним из потомков Исава и жил через несколько поколений после Авраама. И история дозаконных (то есть до закона, который был получен Моисеем на горе Синай) страданий Иова готовит