Миф и его разоблачение
Христиане воздерживаются от безнравственных поступков по страху перед божественным наказанием, в то время как неверующие могут и без присмотра со стороны божества быть хорошими. Как пишет один атеистический автор, “Тех, кто воздерживается от совершения преступлений лишь из страха перед гневом Всевышнего, а не потому, что они видят разницу между добром и злом, не следует превозносить и восхвалять. И уж тем более — не следует им доверять”.
Лучше удерживаться от греха страхом наказания, чем не удерживаться ничем — но в христианской жизни этот мотив не может быть преобладающим. Святой Авва Дорофей, духовный писатель VI века, говорит о том, что вера человека может проходить три этапа — вера раба, который угождает Богу из страха перед наказанием, вера наемника, который трудится в ожидании награды, и вера сына, который стремится угодить Небесному Отцу из искренней любви и почтения. “Вера раба” — это лучше, чем ничего, но она не является зрелой, она должна смениться “верой сына” по мере духовного роста человека.
Страх может сыграть позитивную роль, когда человек обращается “от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу” (Деян 26:18), он может сработать в качестве последнего предохранителя на пути серьезного падения, но он не может служить постоянным топливом веры.
Новозаветная этика — это не этика страха. Чтобы понять ее, нам стоит немного взглянуть на то, в чем, собственно, состоит та весть, которую возвещает Новый Завет. Вопреки тому, что люди склонны ожидать, Благая Весть христианства — это не список предписаний, с обещаниями поощрений за их соблюдение и наказаний за нарушение. Нечто подобное мы находим в Ветхом Завете, когда Бог только подготавливает людей к приходу Спасителя, но в Новом Завете речь идет о