Однажды после литургии Митрополит Антоний Сурожский вышел для проповеди на амвон. Немного помолчав, он сказал:
– Вчера вечером на службу пришла женщина с ребенком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребенке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм!
Сказав это, он развернулся и ушел в алтарь. Это была вся проповедь.
Этот случай уже для многих известен, однако проблема все так же актуальна, и подобные ситуации в разных храмах и монастырях повторяются каждый день. Как видим, не только священники, но и архиереи болезненно реагируют на поступки неумеренных ревнителей храмового благочестия, и каждый со своей стороны вносит небольшой вклад в разрешение этой проблемы. Священники и епископы говорят об этом в проповедях и личных беседах, в передачах, на своих каналах и сайтах, о запрете делать замечания настоятели пишут объявления в своих храмах, но воз и ныне там.
Дело даже не в том, что «ревнители» не знают, что нужно внимать себе и помалкивать. Они это прекрасно знают
И дело даже не в том, что «ревнители» не знают, что нужно внимать себе и помалкивать. Они это прекрасно знают. Дело в том, что они не могут себя сдержать, или, говоря проще, раболепствуют своей страсти. Автору данной статьи неоднократно приходилось и приходится быть свидетелем подобных ситуаций. Еще будучи в должности благочинного (а в монастыре это, по сути, второй человек после наместника), не раз приходилось видеть, как некоторые «знатоки» буквально хватают людей за руки и оттаскивают от раки с мощами за то, что те якобы не вовремя прикладываются. А тот факт, что рядом