Рассказы о старцах Клеопе (Илие) и Марке (Думитреску)
Два десятка лет тому назад на пасеке монастыря Сихастрия жили два великих старца – Клеопа (Илие) и Марк (Думитреску). Первый много лет нес подвиг отшельничества в горах, а второй более 20 лет провел в нечеловеческих условиях в тюрьме. Встретившись, они начинали делиться друг с другом пережитым. Один – своим опытом, полученным в тюремных злоключениях, другой – опытом тяжких лишений, которые испытывает человек в лесных дебрях, в полной изоляции от остальных людей. Эти потаенные беседы слышал юный послушник Виссарион, помогавший старцу Марку ухаживать за пчелами. Сейчас он, убеленный сединами духовник, согласился приоткрыть завесу тайны с этих душевных откровений старцев.
Камера смерти
Когда его бросили в нее, он подумал, что все, это конец. Отвратительная камера без стекол в маленьком оконном проеме, без полов, без нар. Заключенные называли ее «холодильником», потому что мороз беспрепятственно проникал в нее с улицы. Черная дыра, жить в которой могла только смерть. Присесть было не на что, отдохнуть нельзя было ни на минуту.
Попавшие сюда ходили взад и вперед, не останавливаясь, до упаду. Мало-помалу, минута за минутой лютый мороз отвоевывал тепло сердца, сковывал члены, пока жизнь, не в силах более бороться, не покинет окоченевшее, бездыханное тело. Тогда надзиратели приходили и оттаскивали его, чтобы столкнуть в общую могилу.
Еды они не получали, лишь немного воды, но не каждый день. Не выживал никто… Через стенку слышны были постепенно стихающие стоны товарищей, и жуткая тишина зависала над бескрайним одиночеством тюрьмы.
Отец Марк чувствовал, как в его тело, капля за каплей, втекает со стен стужа. И стал бить земные поклоны: 1, 2, 3, 10, 100, 1000…
Отца Марка бросили сюда,