Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин. 12: 14–15).
Возлюбленные верующие!
Читая Священное и Божественное Писание Ветхого и Нового Завета, мы узнаём, что все пророчества, изреченные о Спасе нашем Иисусе Христе, пришедшем в исполнение времен к роду человеческому, свершились, к великому удивлению, в свое время. Так, мы видим, что святые пророки по откровению от Духа Святого за тысячи лет предсказали, что Иисус Христос родится по плоти от семени Девы (см.: Быт. 3: 15), что Он родится от колена Авраамова (см.: Быт. 22: 17–18) и будет из рода Давидова по плоти (см.: Ис. 9: 7).
Также о дне сегодняшнего великого, пресветлого праздника Входа Господня в Иерусалим, мы видим, исполняется пророчество святого пророка Захарии, который сказал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9).
Но, братья мои, что символизирует молодой осел, о котором Захария сказал так ясно, а Господь, сев на него, исполнил его пророчество? Молодой осел, как и любой жеребенок, дик и с трудом поддается укрощению, а как осел он нечист, ибо его даже не принимали в дар Богу по закону, но заменяли[1]. Нечистыми были все народы земные из-за своего неверия, дикости и неукротимости, потому что были лишены законов Божиих.
Сидение Иисуса Христа на молодом осле означает воздыхание народов к Нему; и посмотрите: апостолы привели к Иисусу осленка, как говорит божественный Лука, и, накинув на него свои одежды, посадили на него Иисуса[2]. Одежды, постилаемые по дороге, были символом и образом того, как