Вход Господень в Иерусалим — событие, отмеченное трагическим непониманием. Господь открывается народу, как долгожданный Мессия Израиля, Тот, Кого возвещали пророки. То, что Он въезжает в город на ослёнке — сознательное обращение к пророчеству Захарии:
«Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9)
Нам, по прошествии почти двух тысяч лет, трудно представить себе, что это значило. Но ветхозаветный народ Божий жил ожиданием Мессии — помазанного Богом Царя, Который принесет мессианскую эру, эпоху невиданного мира и процветания, когда силы зла, гнетущие народ Божий, будут сокрушены, и даже языческие народы придут и склонятся перед Богом Израиля. Как пророчествовал Исайя,
«Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобою сиянию... Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их — служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их» (Ис. 60:10–11).
Однако реальность Иудеи I века была бесконечно далека от этой картины всемирного торжества народа Божия — напротив, народ жил под властью язычников-римлян, сурово подавлявших любое недовольство. Большинство людей жили не просто в бедности, а на грани голода: современные археологи, исследовавшие захоронения того времени, установили, что кости