...Фома давно проснулся, но не открывал глаз. Лежал лицом к стене, поджав колени к груди. Долго лежал, не двигался, чувствуя, как печёт спину солнечный луч, пробивающийся сквозь щель в ставнях.
Кто-то постучал в дверь.
— Фома-а! Фома, отвори! Я принесла тебе лепёшек и молока... Ты не выходишь уже второй день!..
Дочь соседа-лавочника. Нет, он не откроет. Никого не хочет видеть, ни с кем не желает говорить, и уж, конечно, никаких лепешек... Как всё это... далеко и не нужно... Зачем вставать? Зачем свет? Солнце?.. Зачем вообще жить теперь?
Учитель умер. Христос умер. Всё кончено...
Опять едкая слеза потекла по щеке Фомы. Он вытер её ладонью и с головой укрылся покрывалом.
Прежде Фома никогда не позволял себе так долго валяться в кровати по утрам. Он вставал спозаранку, шёл с другими рыбаками к берегу, готовил снасти, выходил на озеро, закидывал сети, а потом радовался, когда удавалось выгодно продать богатый улов торговцам, скупавшим крупную рыбу прямо с лодки. Фома был опытным рыболовом. В Галилее вся жизнь была завязана на огромное Генисаретское озеро. Недаром среди учеников Христа оказалось так много рыбаков. Когда Христос шел через Галилею, они бросали снасти, невода, лодки, улов и шли за Ним. И Фома стал одним из таких: с первого призыва Христа он оставил всё — любимое ремесло, дом, хозяйство — и пошёл за Учителем, чтобы из ловца рыб стать «ловцом человеков». Пошёл, потому что поверил.
Фома был одним из самых преданных и любящих учеников Иисуса. Он ловил каждое слово проповедей Учителя, удивлялся Его чудесам и исцелениям, которые Христос творил на глазах у всех. И больше всего удивлялся чуду, которое произошло с ним самим: разве не чудо, что его, простого рыбака, великий проповедник, целитель, учитель праведности, мудрец