«Не могу любить врагов», часто слышу я от верующих людей. Да и сам о себе могу это сказать. С горечью и стыдом. Горечь и стыд — оттого, что прекрасно знаю: врагов любить надо. Это же прямые слова Христа:
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
А дальше я начинаю размышлять. Что же получается? Господь дает Своим ученикам (а мы, современные христиане, тоже ведь Его ученики) заповедь о любви к врагам. Ее, эту заповедь, невозможно толковать в переносном смысле, здесь всё предельно четко и понятно. Любите, благословляйте, благотворите, молитесь. Если это невыполнимая заповедь, так зачем же Господь нам ее дал? А если выполнимая, то почему же у нас при всем желании не получается ее выполнять? Почему все попытки возлюбить тех, кто вызывает у нас ярость и отвращение, заканчиваются ничем?
На этот вопрос я постоянно слышал стандартный ответ: значит, плохо стараешься, недостаточно! Надо больше стараться, надо дольше молиться, надо понуждать себя, а ты мало понуждаешь! Разумеется, слышал такой ответ не только я, это в церковной среде звучит постоянно. Знаю случаи, когда люди начинали еще больше стараться, и кончалось это глубоким неврозом. Другие, убедившись, что, как ни