Комментарий к церковнославянскому тропарю страстотерпцев Бориса и Глеба
6 августа / 24 июля Русская Православная Церковь празднует память святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.
Святые Борис и Глеб – первые святые, которые были канонизированы Русской Православной Церковью. Это произошло в XI столетии. С тех пор они стали небесными покровителями русских князей и всей Русской земли.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Жизнь святых братьев пришлась на время междоусобной войны начала XI века.
Святополк – один из сыновей князя Владимира – после смерти отца занял киевский престол. Борис и Глеб не имели намерения оспаривать права старшего брата на княжение в столице – им была чужда мысль о междоусобной войне. Однако Святополк боялся потерять власть и поэтому принял решение устранить потенциальных соперников. Святые, зная о готовящихся покушениях, отказались начинать войну и безропотно приняли смерть от рук убийц.
Борис и Глеб – первые святые, которые были канонизированы Русской Православной Церковью
Молодая Русская Церковь в то время уже просияла ликом святых, однако первой самостоятельной общецерковной канонизаций в ней стало прославление святых Бориса и Глеба. Произошло это по причине явления множества чудес, связанных с честными останками князей. Тогда же, в XI веке, начало формироваться богослужебное последование братьям-страстотерпцам[1].
На церковнославянском языке основной тропарь святым звучит так:
Правдивая страстотерпца и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудренный Романе, с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату,