27 апреля исполнилось 14 лет со дня смерти Мариоса Токаса – музыканта, чей вклад в современную кипрскую и греческую культуру сложно переоценить. В дни памяти мы в очередной раз переслушиваем его композиции, размышляем о его судьбе и отдаем дань памяти настоящему сыну своего отечества.
Вдохновение, рожденное болью
Мариос Токас родился 8 июня в Лимассоле в семье журналиста и писателя Кипроса Токаса. С восьми лет играл в филармоническом оркестре муниципалитета Лимассола. Он с детства играл на гитаре, мандолине и пел. Позже освоил фортепиано. С 15 лет, во время учебы в гимназии Ланитио, начал писать музыку. А уже через год дал свои первые концерты, исполняя песни собственного сочинения в театрах Лимассола и Никосии. Во время турецкого вторжения 1974 года служил в армии. Позже он часто обращался к этим воспоминаниям: перипетии того года оказали на него сильнейшее влияние и стали источником материала для нескольких произведений. «Это было время, которое оставило большие травмы. Указанные события и последовавшая горькая жизнь стали источником вдохновения для некоторых моих работ», – говорил музыкант об этом периоде своей жизни.
В 1975 году Токас уехал в Афины, где учился в консерватории и одновременно – на философском факультете Афинского университета. Во время учебы познакомился со своей будущей женой – Амалией Пецопулу.
Творчество в ярком созвездии
Дискография Мариоса Токаса открывается альбомом 1978 года «Песни друзей» (Ta tragoudis tis pareas). Диск записан в сотрудничестве с певцом Манолисом Мициасом. Впоследствии Токас будет много работать со звездами греческой эстрады первой величины. А из совместного творчества Мариоса Токаса и греческого поэта Янниса Рицоса (кстати, лауреата Международной ленинской премии 1977 года) родится