Блаженную кончину Пречистой Божией Матери называют Успением. А какую смерть можно вообще назвать блаженной, «хорошей»? Мы задали этот вопрос пастырям, а заодно спросили их, какую именно смерть они бы хотели для себя лично.
– Что тут скажешь?.. Все святые отцы однозначно говорят, что покаяние с принесением плодов его – это главное условие христианской жизни. Стало быть, и смерть в покаянии – это хорошая смерть, насколько вообще можно говорить о смерти в положительном тоне. Смерть ведь сама по себе несвойственна человеку, она есть проявление и следствие его грехопадения.
Итак, смерть в состоянии примирения с Богом и людьми, смерть в состоянии покаянного сокрушения и смирения сердечного – вот, наверное, та смерть, которую можно назвать хорошей. По слову Господа: «В чем застану, в том и сужу». Вообще в просительной ектении есть такие изумительные по своей полноте и глубине смысла слова:
«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим».
Тут, что называется, ни прибавить, ни убавить…
Знаю людей, которые желали бы себе мученической кончины. Благоговею перед их решимостью, но признаюсь, что сам я такой решимости не имею. Думая, конечно, о своей личной смерти довольно часто, могу сказать, что мне именно хотелось бы отойти тихо и мирно, в покаянии и примирении с Богом и людьми.
Но один Господь знает во всей полноте, что именно человеку полезно для его спасения в вечности. Поэтому, каковы бы ни были мои личные представления и пожелания в отношении смерти, «последнее» слово с благоговением и доверием, свободной волею своей предоставляю Господу. Пусть будет воля Божия на мне, всеблагая и совершенная. А что еще сказать, я и не знаю.
Господи, прости всех нас. Сподоби