Записки катехизатора
Как известно, главная задача катехизации – привести человека в Церковь в полном смысле этого выражения, помочь ему стать полноценным членом Церкви, погрузиться в церковную жизнь. Но здесь мы упираемся в тему устройства приходской жизни, поскольку к церковной жизни мы приобщаемся через конкретный православный приход и его общину.
Особо заметно эта проблема высвечивается в антисектантской деятельности, поскольку в большинстве сект мы находим сплоченные общины. Мы можем объяснить человеку всю пагубность пребывания в той или иной секте, а также убедить его в истинности православной веры, но, если недавний сектант не найдет на православном приходе крепкой и дружной общины, вероятность того, что он удержится в Церкви, невелика.
Тема главенствующего значения благоустройства приходской жизни осознается в наши дни многими церковными людьми. Огромное внимание уделяет этому Святейший патриарх Кирилл. На Архиерейском совещании 2 февраля 2015 года Предстоятель Русской Православной Церкви так говорил о проблемах приходской жизни:
«Люди часто не понимают, что такое приход, что такое Евхаристия, какое место они занимают в Церкви. Забывая о цели и миссии Церкви как общества, объединенного в любви вокруг Евхаристической чаши, прихожане либо с трудом принимают приходящих извне и замыкаются в собственном кругу, либо воспринимают хождение в храм как личное дело, не предполагающее активного участия в жизни прихода. Новоначальные же зачастую и вовсе остаются вне общинной жизни»[1].
Какой элемент жизни церковной общины мы можем обозначить как первостепенный?
Но здесь возникает вопрос: какой элемент жизни церковной общины мы можем обозначить как первостепенный или, если можно так выразиться, «приходообразующий»?
Представим, что на