Мы с трудом привыкаем жить, как учит Евангелие — не заботясь о завтрашнем дне (Мф 6:34). Как правило, мы все-таки предпочитаем просчитывать свою жизнь вперед хотя бы на небольшую перспективу. И сколько ни говори: если хочешь насмешить Бога, расскажи Ему про свои планы, — к такой установке мы внутренне не готовы. Вопрос, можно ли к ней вообще подготовиться? Наверное, от человека зависит. И от того, в чем для него цель такой подготовки.
Лично я не вижу противоречия в том, что человек, с одной стороны, должен быть готов к тому, что в любой момент с ним может произойти все что угодно, а с другой — строит какие-то планы.
В знаменитых «Письмах Баламута» Клайва Стейплза Льюиса есть замечательное рассуждение о христианском бейспокойстве по поводу будущего — вложенное, согласно задумке повести, в уста старого беса Баламута, по понятным причинам называющего Бога «Врагом»: «Конечно, и для Врага важно, чтобы человек думал о будущем. Думал ровно столько, сколько необходимо, чтобы сегодня готовиться к тем делам правды и милосердия, которые станут насущными завтра. Работу завтрашнего дня надо планировать сегодня, и, хотя содержание ее взято из будущего, эта обязанность, как и все обязанности, принадлежит настоящему. Враг не хочет, чтобы люди отдавали будущему сердца, устремляли к нему все свои помыслы. Мы же хотим. Вражий идеал — человек, который, отработав день на благо будущих поколений (если в этом его призвание), вечером откладывает всяческое попечение, целиком вверяясь небу, и остается лишь при терпении и благодарности, которые требуются от него здесь и сейчас. Нам же нужен человек, терзаемый кошмарами будущего, гонимый идеями близящегося рая или ада на земле, готовый преступить заповеди Врага сейчас, если мы внушим ему, что этим он