Для любого церковного человека, имеющего детей, постоянно маячит перед глазами одна острейшая проблема: как сделать так, чтобы дети выросли духовно здоровыми и глубоко воцерковленными? Не надо проводить социологических исследований, чтобы увидеть, насколько быстро исчезают из храмов подростки, ранее вместе с родителями еженедельно участвовавшие в богослужениях.
Общая домашняя молитва, воскресные приходские школы, семейное чтение Священного Писания — разве всё это не достаточный в плане эффективности «арсенал» для обеспечения гарантированной встречи ребенка со Христом? Это и сделаем предметом нашего рассуждения.
Мне, как человеку, не познавшему с младенчества благословения церковного уклада жизни, всегда было очень интересно расспрашивать близко знакомых священников, которые уже не в первом поколении предстоят Божественному престолу, что происходило в их семьях, как их воспитывали, как они обрели веру и благочестие? Если эти наблюдения суммировать, то всплывают несколько более чем интересных черт.
Первое, что мне бросилось в глаза — это почти полное отсутствие принуждения к молитве.
Нет, речь совсем не о том, что в семье никто и никогда не молился. Просто молитва воспринималась как нечто совершенно внутреннее, интимное, что не может, да и не должно, происходить по «учиненному графику» или «требованию». По крайней мере, жёсткого требования со стороны родителей, чтобы дети с определённого возраста «вычитывали» все (или даже часть) утренних и вечерних молитв, в этих семьях никем не требовалось. При этом родители, как правило, сами почти всегда всё это вычитывали, и дети это регулярно видели. Иногда (здесь очень по-разному) — дети принимали в этом участие. При этом семейное молитвенное правило могло быть гораздо более кратким,