В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».
Мне кто-то сказал, что подавать на паперти можно только при входе в храм, а на обратном пути нельзя, типа всю благодать отдаешь. Если это правда, то почему?
Вопрос этот на первый взгляд может показаться наивным, но на самом деле он очень тонкий и очень важный для всякого христианина. Сразу скажу: то мнение, которое услышал подросток, не просто ошибочное — это типичнейший пример суеверия, которое, увы, может встречаться и среди воцерковленных людей. Когда я этот вопрос прочитал, мне сразу вспомнился один случай из моего детства, когда я только-только начинал воцерковляться. Светлая седмица, весна, солнце, пасхальная радость — и в доме причта на территории храма открывают окна, чтобы проветрить. Но потом приходит какая-то мрачная старуха и захлопывает раскрытые окна, приговаривая: «Ишь, чего удумали! У нас тут дух намоленный, а они его выпускают!» Меня тогда потряс этот контраст между светлой, радостной благодатью Божией и такой вот суровой, если не сказать злобной, попыткой эту благодать «законсервировать».
Отчего вообще возникает такое желание? Вот приходит человек в храм, молится — и испытывает очень светлое, радостное чувство присутствия Божиего, чувствует, что Христос прикоснулся к его сердцу. Именно это мы обычно и понимаем под благодатью. А потом проходит какое-то небольшое время, и чувство это тускнеет, ослабевает. Конечно же, человек