Протоиерей Олег Стеняев о современном язычестве и законах миссии
Для чего, заинтересовавшись Православием, князь Владимир пошел войной на его носителей, греков? Зачем святитель Николай (Касаткин) печатался в японских светских литературных журналах? Чем отличается миссия от пропаганды? И от какого «язычества» Бог предостерегает современного человека? Об этом рассказывает протоиерей Олег Стеняев.
Моя задача, когда я провожу беседы, – показать, что Слово Божие живо и действенно, что весь этот материал достаточно актуален, все эти вопросы не потеряли своей значимости в наши дни. Мне кажется очень важным воспринимать любой массив библейских текстов как обращенный к нам. Ведь апостол Павел пишет, что всё, что было с евреями, – это прообразы для нас, достигших последних времен. Раскрывать эти прообразы и означает делать библейское откровение актуальным, современным, если хотите, жизненным и деятельным.
Так, Священное Писание предупреждает нас об опасности язычества. Причем ветхозаветные тексты обращают внимание на соблазн египетского язычества, которое могло пристать к евреям и после их Исхода из Египта; о соблазне язычества Ханаана – земли, в которую евреи вступали как в Землю Обетованную; и также о вавилонском язычестве, которое их ждало в изгнании.
Здесь можно провести такие параллели: жизнь до крещения – это Египет, из которого надо совершить исход, пройдя через купель Крещения. Символом купели является Чермное море, которое расступилось перед еврейским народом.
Язычество Святой земли, Ханаана, можно соотнести с религиозными суевериями, от которых, увы, мы не можем окончательно избавиться – они присутствуют и в православной среде.
А вавилонское язычество – это угрозы языческие извне, когда люди, не принадлежащие к Святой