Когда в мае этого года ректор Института Кипра Костас Папаниколас посетил Ватикан, он сделал папе Франциску уникальный подарок: точную копию детали настенной росписи XIV века из катакомб св. Соломонии в Пафосе. Такая копия стала возможна благодаря высокотехничному фотографированию и моделированию изображений в 2D и 3D.
Живописцы, археологи и искусствоведы из Лаборатории художественной характеризации им. Андреаса Питтаса (APAC) при Институте Кипра использовали традиционную византийскую технику фресковой живописи, чтобы сделать точную копию изображения. Что еще более важно, современные средства позволили детально воспроизвести оригинальные граффити, вырезанные на стене.
Словом «граффити» археологи называют надписи, сделанные на разных исторических предметах или поверхностях исторических зданий. Подобные надписи часто оставляли, например, паломники, которые хотели таким образом отметить факт своего посещения того или иного места. Когда люди обнаруживают такие надписи на стенах церквей, они часто ошибочно полагают, что это результат вандализма, в то время как средневековые граффити имели совсем другую цель, рассказывает Миа Трентин, младший научный сотрудник и руководитель команды APAC. «Граффити – это настоящий подарок, – говорит она. – Понимание того, что в наше время недопустимо писать на стенах, особенно исторических памятников, было ложно применено и к прошлому. Однако оставленные граффити в целом, а тем более в религиозном пространстве, направлены в первую очередь на то, чтобы усилить чье-то присутствие в этом конкретном месте». Ученый отмечает: в рамках разработанного в XIX веке подхода к сохранению культурного наследия граффити стали считаться не более, чем «порчей поверхностей». «Теперь мы думаем, что должны сохранить