Традиция исповедовать свои грехи в присутствии других людей имеет давнюю историю. Примеры покаяния, в том числе публичного, встречаются еще в Ветхом Завете. Так, праведный царь Давид исповедовал свой грех прелюбодеяния и убийства пророку Нафану (2 Цар 12:13), весь народ каялся Богу в идолопоклонстве перед пророком Самуилом (1 Цар 7:6), а по возвращении евреев из Вавилонского плена люди под руководством левитов стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему (Неем 9:3) и др.
В Новом Завете жители Иудеи открывали свои грехи Иоанну Предтече, приходя к нему креститься (Мф 3:5–6). Впоследствии многие из уверовавших приходили (к апостолам. — Е. М.), исповедуя и открывая дела свои (Деян 19:18). Наконец, апостол Иаков прямо предписывает: признавайтесь друг пред другом впроступках имолитесь друг за друга (Иак 5:16). В Древней Церкви нередко так и было. Члены христианской общины воспринимали свою общность как единый организм, Тело Христово, все члены которого связаны друг с другом, и исповедовали свои грехи перед всей общиной.
Одновременно в Новом Завете возникает понимание исповеди как таинства, в котором главным действующим лицом выступает Бог. Он принимает покаяние человека, прощает ему раскаянные грехи и дает силы для исправления. Но совершается это таинство через людей, специально поставленных для этого Господом. Сначала это были апостолы, которым Христос даровал право отпускать грехи, ниспослав им Духа Святого и сказав: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Затем этот благодатный дар апостолы передали епископам, а те, по мере умножения числа верующих, — священникам.
Хорошо, пусть покаяние в