Что происходит в случае, когда иностранное государство запрашивает экстрадицию человека в соответствии с европейским или иным международным ордером на арест? Поясним на примерах дел, недавно рассмотренных в Апелляционном суде Кипра, где была запрошена выдача граждан третьей страны с Кипра.
Россиянин – в Россию
11 июля 2023 года Апелляционный суд Кипра рассмотрел дело, в котором Российская Федерация запросила экстрадицию россиянина для предстоящего суда по обвинению в хищении средств из федерального бюджета и предоставлении заведомо ложной и вводящей в заблуждение информации при получении компенсации в связи с известной аварией на Чернобыльской АЭС.
Обвиняемый в своем запросе освобождения и отказа в экстрадиции приводил в качестве аргумента решение, принятое в другом деле о выдаче против Республики Кипр. Тогда суд постановил, что предоставление гарантий со стороны Российской Федерации о проведении справедливого судебного процесса, основанного на Европейской конвенции о правах человека, не могло рассматриваться как достаточное. Объяснялось это тем фактом, что Российская Федерация была полностью изолирована от европейского правового порядка и прекратила свое членство в Европейском суде по правам человека. Таким образом, ее граждане не имеют доступа к ЕСПЧ и любые обеспечения со стороны России не могут рассматриваться как удовлетворительные.
Но согласно практике Европейского суда по правам человека, бремя доказывания лежит на обвиняемом. Стремясь избежать экстрадиции, он должен доказать, что есть основания полагать, что он будет подвергнут жестокому обращению, или что ему не будет обеспечено справедливое судебное разбирательство, или что в целом будут нарушены его права человека. Это должно быть подтверждено доказательствами,